starover

Боец последней сотни


Previous Entry Share Next Entry
Святой герой Грюнвальда. Преподобный Феодор Острожский
starover


Многие думают - что победа над Тевтонским орденом на поле под Грюнвальдом принадлежит исключительно литовцам и полякам. Дескать, это исключительно Литва и Польша совместными усилиями нанесли сокрушительное поражение ордену, после которого тот не смог оправиться.

На самом деле это не так. Разве существовала в XV веке современная Литва? Нет. Было Великое княжество Литовское и Русское, но это не Литва. Литва - это то, что от него осталось в результате усиления Московского княжества. А тогдашнее княжество Литовское и Русское соперничало с Москвой за объединение русских земель. И соперничество это проиграло. Подавляющая часть земель и населения этого княжества вошла в состав России. Поэтому Россия по праву является наследницей не только Московского, Тверского, Новгородского и других княжеств, но и Великого княжества Литовского и Русского. Если посмотреть на состав войска этого княжества на поле под Грюнвальдом, то из 40 хоругвей русскими было - 36 - 90%. Это значит, что подавляющая часть литовского войска состояла из православных русских людей. Если посмотреть на польское воинство, то из 51 хоругви русских было 7 - 14%. Итого из 91 хоругви союзного войска 43 - русские, что составляло 47% всей армии! поляки имели лишь на 1 хоругвь больше нас. Разве это не наша победа?

Современная Литва - это всего 10% войска княжества Литовского и Русского на поле Грюнвальда, а современная Россия - 90%. Так кто наследники этой победы? Конечно поляки, конечно литовцы, и конечно же РУССКИЕ!

Так почему поляки и литовцы отмечают эту победу, как свою, а мы, русские, забыли о ней?! Это совершенно несправедливо, ведь без нас, без подвига смоленских хоругвей, этой победы бы не было.

И удивительная вещь - православные вместе с католиками били тевтонцев под Грюнвальдом! Грюнвальдская битва - удивительный пример славянского единства, которого нам так не хватает сегодня. Она является одним из замечательных примеров единства русских, литовцев, поляков и чехов. Строить наше общее славянское будущее можно именно на таких примерах.

Ниже рекомендую к прочтению статью отца Георгия Бирюкова об одном из русских героев Грюнвальда - князе Феодоре Острожском, который прожил, кстати, более 120 лет (!).

Преподобный Феодор, князь Острожский, в монашестве Феодосий (+ ок. 1483), был потомком князя Рюрика и святого равноапостольного великого князя Владимира. Вместе со своим отцом Даниилом Васильевичем является родоначальником знаменитой фамилии Острожских. Впервые князь Феодор упоминается в исторических источниках в 1386 году. Данной в Луцке 11 мая 1386 года грамотой польский король Владислав II Ягайло утвердил за князем Феодором наследственное владение – Острожский округ, увеличенное Заславским и Корецким округами. Так была заложена материальная основа для процветания знаменитого рода Острожских. Князь Феодор стяжал себе славу устроением храмов и защитой Православия на Волыни от насилий папизма.

Для нас князь Феодор Острожский интересен тем, что принял участие в боевых действиях против военно-монашеского Тевтонского ордена на территории Порусья (Пруссии). Так, в 1410 году святой князь Феодор участвовал в разгроме рыцарей католического Тевтонского ордена под Грюнвальдом, а затем в осаде столицы Тевтонского ордена Мариенбурга. Мы знаем, что большая часть союзного войска Польского королевства и Великого княжества Литовского составляли русские православные воины. Польское войско включало как собственно польские полки, так и полки из западно-русских земель: Львовскую, Перемышльскую, три Подольских, Холмскую, Ярославскую, Галицкую хоругви, а также полки наемников-чехов. В литовской армии, которой командовал великий князь Литовский Витовт, двоюродный брат Ягайло, находились Гродненская, Лидская, Смоленская, Мстиславская, Оршанская, Полоцкая, Витебская, Киевская, Пинская, Новгородская, Брестская, Волковыская, Дрогичинская, Мельницкая, Кременецкая, Стародубская и другие хоругви. Из 40 хоругвей войска Витовта только четыре было собственно литовских. Девять десятых его войска составляли славянские воины из Западной Руси, сегодняшних Белоруссии, Украины, Смоленска и Пскова. Смоленскими хоругвями, покрывшими себя в битве при Грюнвальде неувядаемой славой, предводительствовал князь Юрий Лугвениевич Мстиславский, внук Дмитрия Донского. На стороне союзников выступал также отряд татарской конницы.

Среди тевтонцев, кроме собственно членов ордена и их вассалов, были рыцари из Германии, Франции и Англии, а так же наёмники из Западной Европы: венгры, голландцы, швейцарцы, англичане и прочие. Орденское войско было несколько лучше вооружено, превосходило польско-литовско-русское дисциплиной и подготовкой, но значительно уступало ему в моральном отношении. Большинство тевтонских рыцарей сражалось ради наживы и славы. А западноевропейских наёмников не интересовала даже рыцарская слава. Напротив, поляки, русские и литовцы стремились к единой цели: разделаться раз и навсегда с общим им всем ненавистным врагом, защитить свои земли от грабительских набегов, вернуть уже захваченные. Самое яркое проявление высокий духовный уровень союзного войска нашёл в стойкости смоленских полков, в решительный момент принявших на себя натиск врага и тем обеспечивших победу в битве.

Князь Феодор Острожский был одним из героев Грюнвальдской битвы. Он участвовал в ней, командуя своим собственным отрядом, который сформировал из жителей своих владений. После Грюнвальдской битвы боевые действия Тевтонского ордена против Польши и Литвы продолжались, с малыми перерывами, почти 12 лет, и закончились только миром на озере Мельно в 1422 году. Во всех этих боевых действиях на территории Порусья (Пруссии) принимал участие и князь Федор Острожский.

В 1422 году, после заключения мира с Тевтонским орденом, святой князь вместе с князем Жигимондом Корибутовичем направился в Чехию. Там он в течение восьми лет воевал на стороне гуситов, поддерживая их в борьбе с германским императором Сигизмундом. Шеститысячное войско, набранное из уроженцев Червонной Руси, оказало гуситам неоценимую помощь в отражении нескольких крестовых походов. При этом князь Феодор усвоил, а позднее ввел в русское военное искусство особый приём – гуситский строй, так называемые «таборы». На Руси «табор» стал именоваться «гуляй-город».

Использование «гуляй-города» помогло, например, русскому войску князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина выиграть в 1572 году битву при Молодях. Многократно превосходящая русских по численности армия крымского хана Девлета I Гирея, включавшая помимо собственно крымских войск турецкие и ногайские отряды, была обращена в бегство и почти полностью перебита. В этой битве Россия отстояла все достижения предыдущих ста лет: независимость, единство, а также контроль над Казанским и Астраханским ханствами. Таковы плоды использования военного наследия князя Феодора Острожского.

После смерти в 1430 году великого князя литовского Витовта в стране разгорелась гражданская война. Вернувшись на родину, князь Федор принял активное участие в междоусобице, охватившей Великое княжество Литовское. В 1432 году, одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор вынудил короля Владислава II Ягайло оградить законом свободу Православия на Волыни. Вождь православной партии Литвы князь Свидригайло, опасавшийся усиления своего союзника, в 1435 году заключил преподобного Феодора в темницу, но народ, любивший святого, поднял мятеж, и он был освобожден. Преподобный Феодор примирился с обидчиком и явился ему на помощь в борьбе с католической литовско-польской партией. В 1440 году по вступлении на великокняжеский престол Казимира, младшего сына короля Владислава Ягайло, святой Феодор получил на правах наместничества города Владимир Волынский, Дубно, Острог и стал обладателем обширнейших имений в лучших областях Подолии и Волыни. Все это вместе с княжеской силой и славой преподобный Феодор оставил, поступив после 1441 года в Киево-Печерскую обитель, где, приняв монашество с именем Феодосий, подвизался для спасения своей души до самого преставления к Богу. Скончался примерно в 1483 году. Погребен святой князь в Дальних пещерах преподобного Феодосия. В 1638 году иеромонах Афанасий Кальнофийский свидетельствовал, что «преподобный Феодор открыто почивает в Феодосиевой пещере в целом теле».

Важно отметить, что в святцах святой поминается не под монашеским, а под мирским именем. Наиболее заметной частью его христианской жизни был труд православного князя, воина, защитника Православия. Для истории же нашего края защитник Православия святой Федор Острожский интересен как участник Грюнвальдской битвы и боевых действий на территории Восточной Пруссии в 1410-1422 гг. Он может быть включен в собор святых земли Порусской, как один из небесных покровителей Православия в нашем крае.

Протоиерей Георгий Бирюков

Эсклав.ру


Posts from This Journal by “Грюнвальдская битва” Tag


?

Log in

No account? Create an account