starover

Боец последней сотни


Previous Entry Share Next Entry
Подал жалобу в Прокуратуру по факту археологических раскопок замка Кенигсберг
starover
Скрин

В связи с тем, что некая группа людей с участием сотрудников института археологии РАН собралась оправдать уничтожение фундаментов замка Кенигсберг, что позволит пресловутым инвесторам поступить с ними так, как они поступили ранее в Калининграде с остатками городского поселения Альштадт, подал сегодня соответствующую жалобу в Прокуратуру Калининградской области.

Эти люди, прикрываясь любовью к немецкому наследию, организовали проведение спасательных работ, которые проводятся тогда, когда памятник археологии нельзя сохранить. Т.е. тогда, когда он мешает строительству чего-то и будет уничтожен после проведения раскопок (вывезен в неизвестном направлении). То есть они за нас уже всё решили (что там будет некий торгово-офисно-жилой центр, внешне напоминающий замок, или его часть), а нам предлагается молча утереться красивыми отчётами, которые они у себя на сайте разместят.

Эти люди открыто показали, что им на наследие нашего города просто наплевать и они готовы обслуживать интересы денежных мешков, хотящих видеть здесь очередной объект коммерческой недвижимости, а все байки, что нам пели со сцены ответственные люди из Правительства Калининградской области, Совета по культуре при губернаторе, и бюро "Сердце города", являются лишь фиговым прикрытием этих интересов.

Считаю, что мы должны любой ценой сохранить этот объект археологии, должным образом исследовать его и превратить в археологический музей, который вне всякого сомнения станет центром притяжения туристов. Так как это бы сделали в любой более-менее развитой стране. Потому что этим камням более 700 лет, они были сложены людьми и именно они представляют историческую ценность, а не планируемые муляжи-новоделы, как бы красиво они ни выглядели. Государство должно выполнять свою основную функцию по сохранению наследия, а не идти на поводу у временщиков-инвесторов. Свои торгово-жилые объекты пусть они строят там, где ничего не требуется уничтожать.

Также, пользуясь случаем, хочу передать привет руководителю Службы Госохраннаследия Калининградской области Евгению Александровичу Маслову и напомнить ему о том, что в соответствии с действующим законодательством РФ (п.11 ст.45.1 ФЗ №73-ФЗ):

В случае обнаружения при проведении археологических полевых работ объектов археологического наследия физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано в течение десяти рабочих дней со дня выявления данного объекта письменно проинформировать об этом региональный орган охраны объектов культурного наследия и направить в указанный орган описание обнаруженного объекта археологического наследия, текстовое и графическое описания местоположения границ указанного объекта, а также перечень географических координат характерных точек этих границ.

А Евгений Александрович, естественно, обязан принять меры к сохранению данного наследия и постановке его на государственный учёт.
Я имею в виду обнаруженные остатки прусского поселения.
А то уже некоторые товарисчи из данной группы намекают на скорое исчезновение объекта.

Если Евгений Александрович этого не сделает, то мне придётся написать еще одно обращение в Прокуратуру с указанием соответствующей статьи Уголовного кодекса РФ, хотя лично к нему я отношусь с большим уважением и делаю это только потому, что надо. Евгению Александровичу в данной ситуации Лучше быть "палкой в колесе", нежели чем "пешкой в игре". (М.В.Черенков)

Письмо большое, букв много, написано юридическим языком. Это сделано для того, чтобы максимально облегчить труд сотрудников Прокуратуры и сэкономить их драгоценное время.

Калининградское региональное отделение
Всероссийской общественной организации
«Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры»

Прокурору
Калининградской области,
государственному советнику
юстиции 2 класса
С.В. Табельскому

Уважаемый Сергей Владимирович!


В 2016 году по итогам конкурса с ограниченным участием (далее – Конкурс) между государственным бюджетным учреждением культуры «Калининградский областной историко-художественный музей» и федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Институт археологии Российской академии наук» был заключен контракт на выполнение спасательных археологических полевых работ на территории выявленного объекта культурного наследия «Руины Королевского замка», XIV – XVIII вв., находящегося по адресу: г. Калининград, пл. Центральная (далее – Контракт, Работы). Текст данного Контракта официально согласован и.о. руководителя Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области (далее – Служба) Е.А. Масловым.

Согласно пункту 4.2. Контракта Исполнитель обязан обеспечить своевременное и качественное выполнение Работ, являющихся предметом Контракта, в полном объеме, в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством.

Согласно пункту 4.2.9. Контракта Исполнитель обязан соблюдать требования к оборудованию, используемому в ходе выполнения Работ по настоящему Контракту и его эксплуатации, установленные действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6.4.10. Контракта Исполнитель несет самостоятельную гражданско-правовую, административную и иную ответственность перед третьими лицами за ущерб, причиняемый им неисполнением, а также ненадлежащим исполнением условий Контракта, а также ущерб, причиненный по вине работников Исполнителя (субподрядчиков).

В соответствии с Техническим заданием на выполнение Работ (также согласованным с и.о. руководителя Службы Е.А. Масловым, далее – Техническое задание) одним из документов, определяющих общие требования к выполнению Работ, является Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации (утвержденное постановлением бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 27.11.2013 № 85, далее - Положение).

В пункте 4.12. Положения четко сказано, что исследование культурного слоя поселений ведётся только ручным инструментом. Использование землеройных машин и механизмов категорически запрещается. Такие машины и механизмы могут применяться исключительно для вспомогательных работ (транспортировка отработанного грунта, удаление перекрывающего памятник стерильного или техногенного слоя и иных работ подобного вида).

При этом в п. 5.3. Технического задания сказано о проведении археологических полевых работ на территории западного флигеля бывшего «Королевского замка» в соответствии с нормами Положения на общей площади не менее 1463 кв.м. (Приложение №2 – Схема проведения археологических работ (раскопок) на территории выявленного объекта культурного наследия «Руины Королевского замка», XIV – XVIII века, находящегося по адресу: г. Калининград, пл. Центральная), при которых допускается снятие современного искусственного покрытия (бетонных плит, асфальта, брусчатки и т.д.), грунта позднейших наслоений, насыпей, перекопов, инженерных коммуникаций, завалов механизированным способом при наблюдении археолога, с отбором характерных деталей данного периода.

Представителями калининградских и федеральных СМИ (радиостанции «Русский край», ГТРК «Калининград», ИА «Регнум» и др.) с помощью фотографирования и видеосъемки зафиксировано активное (практически ежедневное) применение Исполнителем Работ по Контракту землеройной техники (экскаваторов), в том числе на обширной территории, находящейся за пределами площади участков раскопов №№ 1-7, расположенных на территории западного флигеля бывшего «Королевского замка». Учитывая применение экскаваторов, а также тот факт, что согласно данным официального сайта Службы (http://www.okn39.ru/okn/index.php?id=1169, принтскрин данной интернет-страницы прилагается), по своему функционально-искусствоведческому виду выявленный объект культурного наследия «Руины Королевского замка» (вид ОКН – памятник, объект археологического наследия) является памятником археологии - остатками древних поселений (стоянок), можно сделать вывод о грубейшем нарушении требований пункта 4.12. Положения. К такому же выводу можно прийти, сравнив раздел Технического задания «Общие требования к выполнению работ» Конкурсной документации по проведению конкурса с ограниченным участием на право заключения вышеуказанного Контракта (далее – КД-1) с аналогичным разделом Технического задания Конкурсной документации по проведению конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение спасательных археологических полевых работ на объекте археологического наследия на территории ФГБУК «Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический» (далее – КД-2).

КД-1 полностью игнорирует пункты 4.8 и 4.10 обязательного к применению вышеуказанного Положения, в которых сказано, что при проведении спасательных археологических полевых работ на объектах археологического наследия, разрушаемых в ходе земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ либо находящихся в аварийном состоянии, объемы исследований и конфигурация раскопов определяются с учетом проекта строительства и (или) угрозы разрушения объекта археологического наследия, выбор места для закладки раскопов при проведении спасательных археологических полевых работ определяется необходимостью обеспечения сохранности объекта археологического наследия. При этом полностью исследуются участки, которым угрожают повреждение или уничтожение.

Кроме этого, в КД-1 раскопки предусмотрены только на участках раскопов №№ 1-7, расположенных на территории западного флигеля бывшего «Королевского замка», что позволяет усомниться в обоснованности (правильности) выбранного вида работ (и соответственно законности ожидаемой Исполнителем оплаты Работ за счет средств областного бюджета).

Спасательные археологические полевые работы проводятся в целях сохранения всего объекта археологического наследия (а не его части) и только в случае невозможности обеспечения его физической сохранности. До настоящего времени Служба, согласовавшая Техническое задание КД-1, не назвала причины и не довела до сведения общественности документы, подтверждающие невозможность обеспечения физической сохранности выявленного ОКН «Руины Королевского замка» и соответственно правильность выбора вида археологических полевых работ.

С учетом того, что разрешение (открытый лист) на проведение Работ выдается Министерством культуры РФ на основании заключения РАН о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом и методами исследования, неизвестно по какой причине Служба дистанцировалась от своих прямых обязанностей по государственной охране выявленного объекта культурного (археологического) наследия Калининградской области «Руины Королевского замка». Руководитель Службы Е.А. Маслов в недавнем интервью (http://exclav.ru/sobyitiya/oblast/evgeniy-maslov-o-ruinah-korolevskogo-zamka-na-raskopkah-mogut-primenyatsya-ekskava.html) радиостанции «Русский край» заявил буквально следующее: «А вообще всё, что связано с археологией — это полномочия федерального органа исполнительной власти - Министерства культуры РФ, которое выдаёт открытые листы. Методику проведения работ разрабатывает тот же Институт археологии РАН, её согласовывает Министерство культуры РФ. А нашу Службу, региональный орган госохраны, только уведомляют за пять дней о начале этих работ». И это при том, что в официальном ответе Службы на запрос радиостанции «Русский край» прямо сказано: «Согласно приказу Службы от 28.03.2011г. № 17 на государственную охрану принят выявленный объект культурного наследия «Руины Королевского замка», т.е. охранять этот объект (даже в период проведения спасательных археологических полевых работ) должна региональная Служба.

По непонятным причинам в Техническом задании КД-1 (в отличие от КД-2) в числе нормативных актов устанавливающих общие требования к выполнению Работ отсутствует Методика определения границ территорий объектов археологического наследия (рекомендованная к применению Письмом Минкультуры РФ от 27.01.2012г. N 12-01-39/05-АБ). И это притом, что контроль за принятием документов территориального планирования и градостроительного зонирования, за установлением границ территорий объектов культурного наследия, а также за соблюдением правового режима земель на этих территориях в субъектах Российской Федерации находится на постоянном контроле Администрации Президента РФ (поручение Президента РФ от 20.08.2012 № Пр-2217, далее – Поручение Президента).

Кроме этого, особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ при условии обеспечения сохранности выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанному объекту (ст. 5.1, Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).

Согласно информации из Публичной кадастровой карты (по состоянию на конец апреля – начало мая 2016 года) земельный участок, на котором расположены Руины замка, имел разрешённое использование «Для подготовки выявленного объекта культурного наследия «Руины Королевского замка (XIV-XVI в.в.)» к проведению государственной историко-культурной экспертизы, продолжения археологических исследований, производства ремонтно-восстановительных и благоустроительных работ с целью обеспечения безопасности, сохранности, музеефикации и популяризации объекта».

13 мая 2016 года в месте нахождения Объекта был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок под номером 39:15:132405:38 общей площадью 8337 кв. м с разрешенным использованием «Для размещения объектов культуры» (по документу и измененным адресом (вместо ранее указанного адреса: г. Калининград, пл. Центральная указан адрес: Калининградская область, г. Калининград, ул. Шевченко), сведения о форме собственности отсутствуют. Дата изменения сведений в ГКН: 02.06.2016, дата выгрузки сведений из ГКН: 03.06.2016.

В постановлении администрации городского округа «Город Калининград» от 14.04.2016г. № 506 «О внесении изменений в Постановление администрации городского округа «Город Калининград» от 13.04.2015 № 637 «О разработке проекта планировки территории с проектом межевания в его составе в границах исторического центра города («Сердце города») в Ленинградском и Московском районах», а также в Решении Городского Совета депутатов Калининграда от 20.06.2016г. № 195 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Калининград», утвержденные решением окружного Совета депутатов города Калининграда от 29.06.2009 № 146 (в редакции последующих решений), в части установления градостроительного регламента подзоны ОИ-3 территориальной зоны ОИ применительно к территории бывшего Королевского замка и прилегающей территории («Сердце города»)» отсутствует какая-либо информация о наличии и необходимости учета выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Руины Королевского замка», а также информации о том, что указанные постановление и решение согласованы со Службой. В решении сказано о необходимости охраны археологического культурного слоя, а не конкретного объекта археологического наследия.

В силу статьи 2 Градостроительного кодекса РФ основным принципом законодательства о градостроительной деятельности является принцип осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия, то есть разрабатываемые органами местного самоуправления документы градостроительного зонирования должны учитывать характер использования территории и ограничения.

Особо следует отметить, что в результате градостроительного зонирования не всегда определяются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не могут быть установлены в отношении зон особо охраняемых территорий на землях населенных пунктов.

В силу п. 2 ст. 94 и п. 1 ст. 99 Земельного кодекса РФ земли объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ входят в состав земель особо охраняемых территорий.

В п. 6 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации сказано, что земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами, т.е. содержится требование соблюдения целевого использования земель особо охраняемых территорий и земель, занятых объектами культурного наследия.

На карте градостроительного зонирования, которая содержится в правилах землепользования и застройки, должны обязательно отображаться границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия (далее – ОКН). Так как Служба с момента принятия выявленного объекта культурного наследия «Руины Королевского замка» на государственную охрану (с 28.03.2011г.) в нарушение требований законодательства и Поручения Президента не установила границы его территории, данные границы не могли быть и до настоящего времени не отображены в Правилах землепользования и застройки городского округа «Город Калининград». Также это позволило незаконно изменить правовой режим (вид разрешенного использования) земельного участка, на котором расположен выявленный ОКН. Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ, но в Техническом задании КД-1 (согласованном Службой) задача определения границ ОКН не поставлена, что опять нарушает требования Поручения Президента.

К официальным полномочиям Службы в соответствии с утвержденным Положением о ней относится государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, в том числе:
- контроль разработки градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- контроль состояния объектов культурного наследия;
- согласование решений органов местного самоуправления об изменении правового режима земель, на которых расположены объекты культурного наследия
;

Мало того, в подпункте «в» пункта 19 Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия сказано, что основанием для приостановления действия открытого листа является письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия о нарушении порядка проведения археологических полевых работ, осуществляемых на основании открытого листа.

Согласно приказа Министерства культуры РФ от 29.07.2013г. № 1054 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства культуры Российской Федерации» соответствующий территориальный орган по согласованию с Министерством культуры РФ имеет право обращаться в суд с иском об изъятии у собственника (пользователя) бесхозяйственно содержащегося земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, в случае, если указанный собственник (пользователь) не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения. Учитывая отсутствие реакции Минкультуры РФ на вышеуказанные сообщения СМИ, можно сделать вывод и о бездействии данного федерального органа исполнительной власти (хотя в данном случае большая вина за бездействие лежит на региональной Службе, т.к. именно она официально приняла ОКН на государственную охрану).

Учитывая вышеизложенное, считаем, что Служба проявляет бездействие в следующих вопросах:

- несмотря на явную угрозу повреждения, разрушения или уничтожения принятого на государственную охрану выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Руины Королевского замка», на отсутствие официально установленных границ территории выявленного объекта культурного наследия, на незаконное проведение Работ только на части территории объекта (западный флигель бывшего замка), на зафиксированные в СМИ факты грубых нарушений пункта 4.12. Положения о порядке проведения археологических полевых работ, Служба не направляет письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации наследия о нарушении порядка проведения археологических полевых работ, осуществляемых на основании открытого листа. Вместо этого в интервью СМИ Служба оправдывает грубое и массовое применение Исполнителем Работ тяжелой техники, и незаконное ограничение допуска граждан на территорию ОКН, на которой не проводятся полевые работы, а также незаконно согласовывает Техническое задание без указания на необходимость применения Методики определения границ территорий объектов археологического наследия (в связи с тем, что в данном случае они официально не установлены);

- с 2012 года Служба не выполняет свои полномочия и Поручение Президента по установлению границ территории выявленного объекта культурного наследия «Руины Королевского замка»;

- Служба самоустранилась от контроля за состоянием выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Руины Королевского замка», а также от контроля за разработкой градостроительного регламента «ОИ-3 – Подзона Центральной площади», в которых должны были предусматриваться конкретные меры, обеспечивающие содержание и использование конкретного объекта культурного наследия;

- Служба незаконно согласовала либо не проконтролировала законность Решения Городского Совета депутатов Калининграда от 20 июня 2016 г. № 195 об изменении правового режима земельного участка, на котором расположен ОКН «Руины Королевского замка» с разрешённого использования «Для подготовки выявленного объекта культурного наследия «Руины Королевского замка (XIV-XVI в.в.)» к проведению государственной историко-культурной экспертизы, продолжения археологических исследований, производства ремонтно-восстановительных и благоустроительных работ с целью обеспечения безопасности, сохранности, музеефикации и популяризации объекта» на разрешенное использование «Для размещения объектов культуры».

Имеющийся у нас ответ Службы (исх. № ОКН-2444 от 21.10.2016) на запрос информации (исх. № 217 от 18.10.2016г.) радиостанции «Русский край» (ООО «Свежий ветер») о проведении работ на территории выявленного объекта культурного (археологического) наследия «Руины Королевского замка», а также проведенный нами анализ действующего законодательства позволяют сделать предположение о возможном нарушении Службой требований статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ, в которой сказано, что выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с Законом Калининградской области от 12.05.2016 № 532 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Калининградской области» к полномочиям Правительства Калининградской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Калининградской области относится установление порядка организации и осуществления регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

В определении Верховного Суда РФ от 01.12.2015 № 305-ЭС15-7931 сказано о том, что «из системного толкования норм п. 5 ст. 27, ст. 94 и 99 Земельного кодекса РФ следует, что ограниченными в обороте являются не все находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, которые относятся к землям особо охраняемых территорий и историко-культурного назначения, а только те из них, которые прямо указаны в ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, то есть «заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками». Таким образом, только сохранение ОКН «Руины Королевского замка» как памятника археологии, может спасти от застройки эту центральную часть города.

По имеющейся у нас информации Служба собирается сделать всё возможное, чтобы в ходе историко-культурной экспертизы ОКН «Руины Королевского замка» перестал быть памятником археологии и получил статус «Достопримечательное место», что позволит возводить здания на территории ОКН «Руины Королевского замка».

Учитывая вышеизложенное, просим Вас провести проверку и принять необходимые меры прокурорского реагирования в целях обеспечения прав граждан на доступ к культурным ценностям, а именно к выявленному объекту культурного (археологического) наследия «Руины Королевского замка», который (согласно комментарию руководителя Службы Е.А. Маслова) может прекратить своё существование в качестве объекта культурного наследия после завершения вышеуказанных Работ.

Кроме этого просим Вас проверить законность принятия Постановления администрации ГО «Город Калининград» от 14.04.2016г. № 506 и Решения Городского Совета депутатов Калининграда от 20 июня 2016 г. № 195, законность действий исполнителя Работ, Заказчика выполнения Работ - ГБУК «Калининградский областной историко-художественный музей», а также Министерства культуры Калининградской области, которое являлось координирующим органом в рамках проведения конкурса с ограниченным участием.


С уважением,
Председатель Совета
КРО ВОО «ВООПИиК»
М.В. Черенков


Как-то так, а там посмотрим...


?

Log in

No account? Create an account