?

Log in

No account? Create an account

starover

Боец последней сотни


Previous Entry Share Next Entry
Успенский пост 2000 года как знамение Царственных Страстотерпцев
starover


Ищите во всем великого смысла. Все события,
которые происходят вокруг нас и с нами, имеют
свой смысл. Ничего без причины не бывает.
Иеромонах Нектарий Оптинский

1. 7 июля 2000 года, за месяц до Архиерейского Собора, на котором должен был рассмотрен вопрос канонизации Церской Семьи, по государственному каналу «Культура» в очередной раз был показан художественный фильм «Агония» - о последних годах правления Николая II, его окружении, включая «друга семьи» Григория Распутина. Сделан он был по мотивам романа В.Пикуля «Нечистая сила» и закреплял сформированный еще большевиками миф о царе и  его «кукловоде» Распутине. Кстати, сам Пикуль скончался в ночь с 16 на 17 июля 1990 года, в годовщину  убийства Государя и его семьи.

2. 8 августа 2000 года, на следующий день после показа фильма на своей даче был задавлен деревом актер А.Ромашин, сыгравший в «Агонии» Государя. Смерть редкостная, можно сказать, уникальная для человека творческой профессии.

3. 12 августа 2000 в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск».

4. Известно об этом благодаря СМИ стало 13 августа, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Вот позиция влиятельных церковных иерархов — противников канонизации, которую выразил профессор Московской духовной академии Алексей Осипов в статье “Особенности канонизации последнего Царя” (НГ-религия. 1999. 14 июля):

  1. “ ...последний царь не только уничтожил самодержавие, освященное Церковью, традицией, историей, но и собственноручно утвердил западные┌ демократические принципы правления в России, что уже прямо свидетельствует о характере его убеждений”;

  2. Николай Второй совершил некий сакральный акт уничтожения царского служения в России, отказавшись от дара помазания и не обеспечив наследования престола”;

  3. “Царь виноват... в проведении либеральной политики по отношению к другим исповеданиям, в том, что допустил законодательное признание в России свободы совести”;

  4. Царь не был достаточно религиозен, ему следовало “больше общаться со святыми, читать аскетическую литературу, а не светскую…”;

  5. “Царь намеревался покинуть Россию, поэтому его мученический венец не был, строго говоря, добровольным”.

А вот цитата из доклада на Соборе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых:

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, на основании всего вышеизложенного предлагается:

1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу.

2. Включить имена ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

3. Прославить в лике новомучеников и исповедников 860 мучеников и исповедников, материалы о жизни, служении и мученическом подвиге которых рассматривались Синодальной Комиссией по канонизации святых и одобрены Священным Синодом.

4. Рассмотреть вопрос о канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.

5. Рассмотреть вопрос об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867).

6. Прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938).

Обратим внимание, что в отношении Царской Семьи вопрос надо было рассмотреть Архиерейскому Собору, поскольку комиссия не пришла к однозначному выводу "прославить"!

Доклад прозвучал 13 августа, когда ПЛ "Курск" еще только «легла на грунт», и осудьбе самой лодки и её экипажа стране еще было ничего толком неизвестно.

Кстати, вот цитата-ответ противникам канонизации из этого доклада:

«Комиссия выражает мнение, что сам факт отречения от Престола Императора Николая II, непосредственно связанный и с его личными качествами, в целом является выражением сложившейся тогда исторической обстановки в России.

Он принял это решение лишь в надежде, что желавшие его удаления сумеют все же продолжать с честью войну и не погубят дело спасения России. Он боялся тогда, чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду неприятеля. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови.

Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придаёт его поступку подлинно нравственный характер. Неслучайно, при обсуждении в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора вопроса о заупокойном поминовении убиенного Государя Святейший Патриарх Тихон принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как Императора.»


5. 13 августа вся страна следила за началом поисковой операции. По свидетельству очевидцев-участников Собора на многих архиереев ситуация с ПЛ "Курск" произвела большое впечатление. Число противников канонизации Царской Семьи стало удивительным образом снижаться, а намечавшаяся изначально полемика стала неуместной.

6. 14 августа, в день начала Успенского поста, на собрании в зале Храма Христа Спасителя произошло голосование. До самого последнего момента не было известно, состоится ли канонизация или нет. Голосовали вставанием. Противники почитания Царственных Страстотерпцев были посрамлены - решение было принято единогласно.

Единственным из церковных иерархов, высказавшихся против канонизации царской семьи, стал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов), примечательно, что Владыка не прожил и года после Собора, т.к. скоропостижно скончался 21 июня 2001 года.

7. Во вторник 15 августа патриарх Московский и всея Руси Алексий II и члены Архиерейского Собора Русской православной церкви вознесли молитву о спасении экипажа российской подводной лодки "Курск", которая потерпела бедствие в Баренцевом море. Обращаясь к собравшимся, Его Святейшество, в частности, сказал: "Всем Освященным Собором помолимся о спасении тех, кто находится на этой подводной лодке, о их семьях и близких, которые переживают эту трагедию, о том, чтобы Господь помог спасателям спасти жизни людей, которые находятся в подводном плену".

8. 19 августа 2000 года в Мурманске официально объявили о гибели подводников.

9. 19 августа 2000 года в Москве Патриарх Алексий II освятил Храм Христа Спасителя.

10. 20 августа в храме Христа Спасителя Архиерейский собор РПЦ прославил Николая II и членов Царской семьи как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских.

11. 22 августа с обращением к россиянам в связи с гибелью экипажа АПЛ «Курск» выступил Патриарх Алексий II, вот цитата из него, передающая настроения участников Собора:

"Проходивший в Москве Архиерейский Собор Русской Православной Церкви как только узнал об этой беде, прервал свою работу и вознес молитвы о спасении людей, прибывающих в подводном плену. Мы верили и надеялись на благополучный исход. Но как выяснилось позже, катастрофа унесла жизни многих моряков в первые же минуты и часы трагедии. Молиться о здравии было уже поздно. Всю прошедшую неделю мы не теряли надежды на спасение хотя бы части экипажа — и этому не суждено было сбыться. Но я твердо верю, что Господь услышал нашу молитву, что Он облегчил страдания погибших. Ныне Церковь молится о упокоении героев-подводников, веря, что Господь примет их в небесные обители и воздаст им за их великий подвиг."

12. 27 августа, в последний день Успенского поста, произошел пожар на Останкинской телебашне...

13. 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы. Пост закончился. Страна начала отходить от шока...

На фото: Крестный ход вокруг Храма Христа Спасителя в день его освящения 19.08.2000г.


Recent Posts from This Journal