starover

Боец последней сотни


Previous Entry Share Next Entry
Успенский пост 2000 года как знамение Царственных Страстотерпцев
starover


Ищите во всем великого смысла. Все события,
которые происходят вокруг нас и с нами, имеют
свой смысл. Ничего без причины не бывает.
Иеромонах Нектарий Оптинский

1. 7 июля 2000 года, за месяц до Архиерейского Собора, на котором должен был рассмотрен вопрос канонизации Церской Семьи, по государственному каналу «Культура» в очередной раз был показан художественный фильм «Агония» - о последних годах правления Николая II, его окружении, включая «друга семьи» Григория Распутина. Сделан он был по мотивам романа В.Пикуля «Нечистая сила» и закреплял сформированный еще большевиками миф о царе и  его «кукловоде» Распутине. Кстати, сам Пикуль скончался в ночь с 16 на 17 июля 1990 года, в годовщину  убийства Государя и его семьи.

2. 8 августа 2000 года, на следующий день после показа фильма на своей даче был задавлен деревом актер А.Ромашин, сыгравший в «Агонии» Государя. Смерть редкостная, можно сказать, уникальная для человека творческой профессии.

3. 12 августа 2000 в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка «Курск».

4. Известно об этом благодаря СМИ стало 13 августа, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открыл работу Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Вот позиция влиятельных церковных иерархов — противников канонизации, которую выразил профессор Московской духовной академии Алексей Осипов в статье “Особенности канонизации последнего Царя” (НГ-религия. 1999. 14 июля):

  1. “ ...последний царь не только уничтожил самодержавие, освященное Церковью, традицией, историей, но и собственноручно утвердил западные┌ демократические принципы правления в России, что уже прямо свидетельствует о характере его убеждений”;

  2. Николай Второй совершил некий сакральный акт уничтожения царского служения в России, отказавшись от дара помазания и не обеспечив наследования престола”;

  3. “Царь виноват... в проведении либеральной политики по отношению к другим исповеданиям, в том, что допустил законодательное признание в России свободы совести”;

  4. Царь не был достаточно религиозен, ему следовало “больше общаться со святыми, читать аскетическую литературу, а не светскую…”;

  5. “Царь намеревался покинуть Россию, поэтому его мученический венец не был, строго говоря, добровольным”.

А вот цитата из доклада на Соборе митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых:

Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, на основании всего вышеизложенного предлагается:

1. Прославить для общецерковного почитания в лике святых Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу.

2. Включить имена ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

3. Прославить в лике новомучеников и исповедников 860 мучеников и исповедников, материалы о жизни, служении и мученическом подвиге которых рассматривались Синодальной Комиссией по канонизации святых и одобрены Священным Синодом.

4. Рассмотреть вопрос о канонизации в Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века в лике страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии.

5. Рассмотреть вопрос об общецерковном прославлении митрополита Макария (Невского; 1835-1926), протоиерея Алексия Мечева (1859-1923), иеросхимонаха Алексия (Соловьева; 1846-1928), иеросхимонаха Серафима Вырицкого (Муравьева; 1866-1949), 34 преподобномучеников Спасо-Преображенской Валаамской обители (+1578), митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича; 1697-1772), епископа Пензенского Иннокентия (Смирнова; 1784-1819), архимандрита Макария (Глухарева; 1792-1847), священника Алексия Бортсурманского (Гнеушева; 1762-1848), игумена Кизилташского монастыря Парфения (1816-1867).

6. Прославить как общецерковных святых в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); как преподобноисповедника иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931); как преподобномученика архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938).

Обратим внимание, что в отношении Царской Семьи вопрос надо было рассмотреть Архиерейскому Собору, поскольку комиссия не пришла к однозначному выводу "прославить"!

Доклад прозвучал 13 августа, когда ПЛ "Курск" еще только «легла на грунт», и осудьбе самой лодки и её экипажа стране еще было ничего толком неизвестно.

Кстати, вот цитата-ответ противникам канонизации из этого доклада:

«Комиссия выражает мнение, что сам факт отречения от Престола Императора Николая II, непосредственно связанный и с его личными качествами, в целом является выражением сложившейся тогда исторической обстановки в России.

Он принял это решение лишь в надежде, что желавшие его удаления сумеют все же продолжать с честью войну и не погубят дело спасения России. Он боялся тогда, чтобы его отказ подписать отречение не повел к гражданской войне в виду неприятеля. Царь не хотел, чтобы из-за него была пролита хоть капля русской крови.

Духовные мотивы, по которым последний российский Государь, не желавший проливать кровь подданных, решил отречься от Престола во имя внутреннего мира в России, придаёт его поступку подлинно нравственный характер. Неслучайно, при обсуждении в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора вопроса о заупокойном поминовении убиенного Государя Святейший Патриарх Тихон принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как Императора.»


5. 13 августа вся страна следила за началом поисковой операции. По свидетельству очевидцев-участников Собора на многих архиереев ситуация с ПЛ "Курск" произвела большое впечатление. Число противников канонизации Царской Семьи стало удивительным образом снижаться, а намечавшаяся изначально полемика стала неуместной.

6. 14 августа, в день начала Успенского поста, на собрании в зале Храма Христа Спасителя произошло голосование. До самого последнего момента не было известно, состоится ли канонизация или нет. Голосовали вставанием. Противники почитания Царственных Страстотерпцев были посрамлены - решение было принято единогласно.

Единственным из церковных иерархов, высказавшихся против канонизации царской семьи, стал митрополит Нижегородский Николай (Кутепов), примечательно, что Владыка не прожил и года после Собора, т.к. скоропостижно скончался 21 июня 2001 года.

7. Во вторник 15 августа патриарх Московский и всея Руси Алексий II и члены Архиерейского Собора Русской православной церкви вознесли молитву о спасении экипажа российской подводной лодки "Курск", которая потерпела бедствие в Баренцевом море. Обращаясь к собравшимся, Его Святейшество, в частности, сказал: "Всем Освященным Собором помолимся о спасении тех, кто находится на этой подводной лодке, о их семьях и близких, которые переживают эту трагедию, о том, чтобы Господь помог спасателям спасти жизни людей, которые находятся в подводном плену".

8. 19 августа 2000 года в Мурманске официально объявили о гибели подводников.

9. 19 августа 2000 года в Москве Патриарх Алексий II освятил Храм Христа Спасителя.

10. 20 августа в храме Христа Спасителя Архиерейский собор РПЦ прославил Николая II и членов Царской семьи как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских.

11. 22 августа с обращением к россиянам в связи с гибелью экипажа АПЛ «Курск» выступил Патриарх Алексий II, вот цитата из него, передающая настроения участников Собора:

"Проходивший в Москве Архиерейский Собор Русской Православной Церкви как только узнал об этой беде, прервал свою работу и вознес молитвы о спасении людей, прибывающих в подводном плену. Мы верили и надеялись на благополучный исход. Но как выяснилось позже, катастрофа унесла жизни многих моряков в первые же минуты и часы трагедии. Молиться о здравии было уже поздно. Всю прошедшую неделю мы не теряли надежды на спасение хотя бы части экипажа — и этому не суждено было сбыться. Но я твердо верю, что Господь услышал нашу молитву, что Он облегчил страдания погибших. Ныне Церковь молится о упокоении героев-подводников, веря, что Господь примет их в небесные обители и воздаст им за их великий подвиг."

12. 27 августа, в последний день Успенского поста, произошел пожар на Останкинской телебашне...

13. 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы. Пост закончился. Страна начала отходить от шока...

На фото: Крестный ход вокруг Храма Христа Спасителя в день его освящения 19.08.2000г.


Recent Posts from This Journal


?

Log in

No account? Create an account