starover (starover) wrote,
starover
starover

Categories:

Воин Христов. Памяти Всеволода Чаплина



29 января в Москве на Троекуровском кладбище прошли похороны протоиерея Всеволода Чаплина. Бывший председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества был ярким человеком. Его высказывания вызывали живой отклик у многих людей. И даже противники отдавали должное его эрудиции и смелости. Отец Всеволод был открыт к общению со СМИ и неоднократно давал комментарии журналистам нашей радиостанции. Чем запомнился Всеволод Чаплин, и каким он войдет в историю — в материале радиостанции «Русский край».

26 января на 52-м году жизни скончался один из самых известных клириков Русской Православной Церкви — протоиерей Всеволод Чаплин.

Прихожанин Вячеслав Балакин: «Он отслужил литургию, потом вышел на лавочку попить чаю, и ему стало внезапно плохо. Скорая не успела приехать».

Отец Всеволод скоропостижно скончался у входа в московский храм Феодора Студита у Никитских ворот, настоятелем которого служил. Как выяснилось позднее, смерть Всеволода Чаплина наступила от сердечного приступа. Смерть протоиерея оказалась тихой и спокойной, чего не скажешь о самой его жизни.

Отец Всеволод был ярким и запоминающимся человеком. Он являлся одним из немногих священнослужителей, которых знали не только глубоко верующие люди.

Всеволод Чаплин родился 31 марта 1968 года в Москве. Его семья не была религиозной. К вере будущий протоиерей пришел сам в возрасте 13 лет. Светское образование он получать не стал, сразу же после школы пошел работать в Издательский отдел Московского патриархата. Затем закончил Московскую духовную семинарию, а после - Московскую духовную академию. Дальше трудился в отделе внешних церковных связей. Сан протоиерея Всеволод Чаплин получил в 1999 году. Также он осуществлял свою деятельность на посту заместителя председателя отдела внешних церковных связей. В марте 2011 года Всеволод Чаплин стал членом Высшего церковного совета Русской Православной Церкви. Кроме того протоиерей занимался преподавательской деятельностью в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве. Всеволод Чаплин входил в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России, экспертного совета комитета Госдумы России по делам общественных объединений и религиозных организаций, Консультативного совета ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений. Помимо этого протоиерей был действительным членом Академии российской словесности, членом Союза писателей России.

Также известна деятельность Всеволода Чаплина на должности заместителя главы Всемирного Русского Народного Собора.

Характеризуя отца Всеволода руководитель правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора Роман Силантьев сказал:

Роман Силантьев: «Выдающийся, уникальный человек, который с младого возраста, живя в атеистической семье, пришел в Церковь. Из своего 51-го года он 80% в Церкви провел. Он уже мог писать мемуары даже в 30 лет. Он очень много прожил - несколько жизней по факту, очень была насыщена событиями его жизнь. Развил церковный документооборот и создал эту систему. Прекрасно умел писать речи, выступать. И при этом был к людям очень отзывчив, как-то не был снобом».

К слову, Всеволод Чаплин сыграл большую роль в появлении резолюции форума Всемирного Русского Народного Собора по Калининградской области.

Будучи на должности главы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволод Чаплин поддержал нашу радиостанцию «Русский край» в борьбе с проведением фестиваля «Кубана». Вот что он сообщал нам тогда, в 2015 году, когда судьба этого развратного фестиваля еще не была решена:

Отец Всеволод: «Был довольно непростой разговор. С одной стороны, мне сказали, что будут приниматься меры для ограничения распития спиртных напитков; с другой стороны, стало известно, что в программе будет выступление группы «Ленинград», которая, как известно, употребляет мат, с моей точки зрения – это недопустимое явление. Известно также, что несмотря на меры, которые предпринимаются по ограничению пьянства во время мероприятия, по ограничению непотребного поведения, нет пока особой уверенности, что развязного поведения не будет».

К слову, фестиваль «Кубана» в Калининградской области не состоялся. В этом есть и заслуга отца Всеволода, поскольку как ни странно, но организаторы пытались заручиться поддержкой на уровне Русской Православной Церкви, но получили твёрдый отказ от отца Всеволода. Напомним, новость об отмене скандального мероприятия появилась 17 июня 2015 года. Власти Калининграда среди официальных причин отмены фестиваля называли невозможность обеспечения безопасности участников мероприятия.

Буквально через полгода, 24 декабря 2015 года, отец Всеволод был освобожден от должности главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Такое решение принял Синод Русской Православной Церкви. 29 декабря того же года были прекращены его полномочия на посту заместителя главы Всемирного Русского Народного Собора. Некоторые эксперты связывали этот факт с рядом скандальных высказываний протоиерея.

Отец Всеволод зачастую подвергался гонениям со стороны либеральной общественности. Однако он абсолютно спокойно относился к ним. Протоиерей никого не осуждал, никому не грубил и не хамил, являя собой пример православного смирения. Относился ко всему спокойно, был уравновешен и рассудителен. Касательно своей отставки отец Всеволод Чаплин говорил следующее:

«Никто не отнимет у меня моей позиции, моего голоса, моего права спорить с кем угодно, будь то Патриарх, высокие государственные чины или общественно-медийные авторитеты. Буду теперь это делать в полный голос».

После ухода отца Всеволода с занимаемых высоких должностей в Русской Православной Церкви наша радиостанция «Русский край» поддерживала контакты с ним. Так, например, он излагал нам свою позицию по вопросу суррогатного материнства. По мнению отца Всеволода Чаплина, суррогатное материнство — это греховное явление. Также по словам протоиерея, это торговля телом женщины, худшая, чем проституция.

Отец Всеволод: «Это, конечно, греховное явление. Человек сдаёт себя в коммерческих целях. И этим идёт против собственного материнского чувства, против установленного Богом порядка вещей. Это хуже проституции. Это что-то, что глубоко ранит и ребёнка, и настоящую мать, которая выносила его, не являясь при этом генетической матерью. Ребёнок в той семье, в которой он потом оказывается, тоже на самом деле чувствует, что произошло что-то не так. И родители меньше чувствуют свою близость к нему. Более того, известно, что суррогатное материнство используется извращенцами — людьми, которые составляют так называемые однополые пары. Известно, что люди из богатых стран эксплуатируют для этих целей женщин из бедных стран. Поэтому эта тема связана с социальным неравенством. Матери, которые таким образом выносили ребёнка, потом очень долго страдают. И от этого никуда не деться».

Протоиерея волновали многие вопросы общественной жизни и государственного устройства России. Он никогда не боялся открыто выражать свое мнение даже по самым острым общественно-политическим темам. В сети сегодня вспоминают самые яркие его цитаты, так протоиерей говорил про «предателей» России:

«Россия — это подложие престола Бога, это единственное сегодня государство, которое имеет, по крайней мере, теоретически шанс построить закон и общество на основе Божьего закона. Поэтому жить в России и заботиться о будущем России — это христианский долг, а предательство России — это дело антихристианское, и Господь, конечно, за это наказывает».

Размышляя на тему устройства мира, отец Всеволод говорил:

«Люди ищут справедливости, высших смыслов, переустройства мира. Нам нужно дать им возможность осуществить то, что они хотят, мирными, законными, но очень прямыми способами. Мы должны объединить этих людей. Мы должны здесь, в России, осуществить лучшие идеалы Святой Руси, халифата, СССР, то есть тех систем, которые бросают вызов несправедливости и диктату узких элит над волей народов».

Непримиримой была его позиция по вопросу абортов:

«Те, кто поддерживают сегодня аборты, выступают против их сдерживания, те, кто выступают за разрушение традиционной семьи, нравственную легитимацию разврата, — это люди, которые хотели бы, чтобы России не было».

Не оставлял без своего внимания отец Всеволод и тему коррупции:

«Надо заканчивать это воровство. Очень просто: если узнаешь, что ворует чиновник или какой-нибудь местный бизнес, скажи об этом прямо. Это не стук — надо просто прямо об этом говорить в СМИ, на любые рода собраниях. Не стучать, а говорить правду».

Всеволод Чаплин, несомненно, был настоящим патриотом России.

Председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Александр Пелин вспоминает Всеволода Чаплина с уважением.

Александр Пелин: «Он всегда был очень ярким человеком, блестяще говорящим, очень мыслящим. Это, конечно, безусловный интеллектуал в самом лучшем смысле этого слова. Я принципиально не употребил слово интеллигент, поскольку оно существовало нарицательным, ругательным. Он, именно, знал языки, общался со многими интереснейшими людьми. И он являлся одной из тех связующих ниточек, которая связывала старую школу - школу, которая была наполовину в подполье, религиозную школу, с церковью свободной, современного времени».

В последнее время отец Всеволод вел информационную борьбу с проталкиваемым в России законом о семейном насилии. Он считал, что сохранение автономии семьи и её суверенитета – главная задача Церкви. Отец Всеволод отмечал, что законопроект проталкивают люди, которые стремятся навязать нашему народу западные антихристианские ценности.

Отец Всеволод: «Новый, очередной законопроект о так называемом семейном насилии нам пытаются подсунуть, протащив через Государственную думу. Зачем это делается — непонятно. Кто это делает — понятно. Это люди, которые работают на ту западную тенденцию, которая совершенно не нужна России - на тенденцию сокращения народонаселения через превращение семьи во что-то некомфортное, то, что вызывает у людей отторжение. Через этот законопроект нам пытаются сказать: семья — это опасное место».

В 2018 году, когда в Калининградской области развернулась настоящая борьба за русское имя для аэропорта Храброво, в тот момент, когда сторонники Канта, пытаясь переломить ход голосования, устроили провокацию с осквернением памятников Канту, отец Всеволод отметил, что произошедшее говорит о том, что главная проблема – онемечивание русского города – не решается. Строятся здания в немецком стиле, местная элита якшается с реваншистами.

Отец Всеволод: “Почему я убежден, что город это русский? Потому что немцы после Великой Отечественной войны навсегда потеряли моральное право иметь к нему какое-либо отношение. Ровно так же, как, например, к территориям, которые использовали в Польше под концлагеря. Да, нужно сохранять исторические памятники – древние, действительно достойные сохранения, а не гитлеровскую застройку 30-х годов. Канту тоже можно воздать должное. Но называть в его честь университет и аэропорт – плевок в душу нашего народа. А новая застройка города должна быть стопроцентно русской по духу”.

Незадолго до своей смерти отец Всеволод выражал свое мнение по поводу законности нынешней “конституционной реформы”. По его словам, в предлагаемых поправках содержится большое количество несоответствий. В частности он считал, что появление новых органов госвласти: Госсовета и местного самоуправления - не соответствуют положениям статей 11-й и 12-й из I главы Конституции. Также, по мнению Всеволода Чаплина, почему-то полностью исключена возможность широкого обсуждения текста поправок. Отец Всеволод, пытаясь достучаться до власти, направил формулировки, подготовленные сообществом «Русская миссия», в которое он входил. Эти поправки предлагают в преамбуле Конституции закрепить понятие «русский народ» при определении понятия русской нации. Помимо этого предлагается дополнить статью 1-ю: признать государственным долгом России защищать законные интересы своего народа в любых местах его пребывания. Нравственные традиции России предлагается указать в следующей статье. Также предлагается записать в Конституции, что «прибыль, образующаяся от использования природного сырья у добывающих и иных использующих природные ресурсы компаний, после уплаты налогов распределяется в равных долях между всеми гражданами Российской Федерации». Также сообщество предлагает изменить статью 15 Конституции, отменив главенство международного законодательства над российским. Пикантность ситуации заключается в том, что изменение этих статей Конституции возможно только в результате общенационального референдума.

В некоторых СМИ после смерти отца Всеволода появились публикации о его возможном отравлении. При этом близкий друг отца Всеволода Чаплина, председатель Союза православных граждан, Валентин Лебедев отметил, что протоиерей был нездоров с юных лет. Среди его заболеваний числились астма и сахарный диабет. Однако, несмотря на это, Всеволод Чаплин всю свою жизнь трудился с полной самоотдачей.

Стоит отметить, что официальный некролог от Московской Патриархии по случаю кончины отца Всеволода отличается краткостью и сухостью. Тем интереснее, что либеральные СМИ отмечают, что с кончиной отца Всеволода Русская Православная Церковь потеряла своего яркого представителя, озвучивавшего патриотический взгляд на общественно-политические вопросы, происходящие в стране.

Так, журналист «Независимой газеты» Сергей Коновалов, задаваясь вопросом о том, кто теперь займёт место отца Всеволода в информационном пространстве, отмечает, что опала мало сказалась на его популярности: ему удавалось быть тем, кем не смогли стать другие заметные церковные спикеры и иерархи, – человеческим лицом «глубинной церкви». Сергей Коновалов пишет, что отец Всеволод вызывал у антиклерикалов уважение публицистическим мастерством и оппозиционностью официозу. Но он и не отторгался, несмотря на опалу, консервативным духовенством.

Называя «удручающей» утрату для Церкви протоиерея Всеволода «Независимая газета» пишет:

«Чаплин был фигурой, равноудаленной и от секулярных кругов, и от синодальных бюрократов. И если не найдется человека, которого общественное мнение при молчаливом согласии священноначалия поставит на это место, то у Церкви, пожалуй, совершенно не останется живых точек соприкосновения с ним. Как у какого-нибудь второстепенного технического министерства – но Церковь им, несмотря на расхожее мнение, не является и никогда не являлась. Это ставит под удар вообще всю общественную и миссионерскую деятельность церкви – во всяком случае, ее восприятие как собственно церковной.

Это приведет и к окончательной потере понимания обществом внутрицерковных процессов и образа мыслей духовенства. Торжествующий сейчас антиклерикальный взгляд на церковных ультраконсерваторов как на актеров в театре государственной идеологии соблазнителен, но неверен, и живым свидетельством этому был Всеволод Чаплин, расставшийся с высокими постами, но не изменивший своей позиции».


Сложно привести более точную оценку жизни отца Всеволода, чем те, которые приводят либеральные СМИ, признавая его вклад в сохранение чистоты Православия. И эта оценка лучше всего характеризует его, как воина Христова.

Программа «Специальный репортаж»
на радио «Русский край»
Автор: Оксана Тиванова


Tags: Всеволод Чаплин, Русская Православная Церковь, Эксклав.ру, воин Христов, протоиерей Всеволод Чаплин, радио Русский край, стояние за веру
Subscribe

Posts from This Journal “Всеволод Чаплин” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment