starover (starover) wrote,
starover
starover

Categories:

"Солнечный удар" Михалкова оказался сильным

солнечный удар

На Михалкова после его "Предстояния" идти не хотел. Но, почитав критику, решил посмотреть, чтобы составить собственное мнение.

Не пожалел. Фильм удался - это три часа спокойного и размеренного рассказа о том, как мы потеряли свою страну. И в этой размеренности тоже есть смысл - у нас было достаточно времени, чтобы ее спасти. От Бунина в сюжете очень мало, по сути Михалков создал своё произведение, наполнив бунинский "Солнечный удар" совсем другим смыслом. Личную бестолковость офицера он перенес на трагедию теплохладства всего нашего народа накануне революции. Проблема главного героя в том, что он ни горяч, ни холоден. В том, что не способен сделать выбор. Он теряет драгоценное время и не делает ничего, чтобы догнать ту, что пленила его сердце и в то же время не может выбросить её из головы. Занятый своей нерешительностью он не видит главного: то, что в храме служба, а мальчишке Егорию нужен ответ на серьезные вопрос. Егорию, который спрашивает его про теорию Дарвина, он отвечает что-то невпопад, тем самым совершая две большие личные трагедии. Как его, так и свою собственную в будущем. Ребенок, который верит в Бога и помогает пономарем в церкви, поражен: Царь, Владыка и все князья произошли от обезьяны! Этот же Егорий (красный комиссар) потом прикажет окрыть кингстоны на барже, в которой находятся поверившие красным белогвардейцы вместе с главным героем. Когда сотни людей уйдут под воду, его рука машинально поднимется ко лбу для крестного знамения, но, опомнившись, он лишь поправит свою фуражку с красной звездой.

Михалков просто взял и перешел Бунина, он спроецировал бунинского поручика на всю Россию. В красном лагере находятся сотни таких же поручиков, которые ничего не могут предпринять, охраняемые горсткой большевиков. Они заботятся о мишуре: о коллекции папиных сигар, о немецком фотоаппарате, о собаке, о всякой чепухе, которая по отношению к их решающему жизненному моменту не имеет никакого значения. У них есть выбор - жизнь или смерть, но они его не делают, бесцельно проводя лагерные дни. Как поручик бродит по уездному приволжскому городку, так и они проводят свои последние дни в пустых разговорах. Они даже собраться на коллективное фото толком не могут. Лишь единицы среди них понимают, что происходит, раздавая в трюме баржи свою коллекцию на последний перекур. И есть в этом фильме только два персонажа, которые знают, что они делают - две соблазнительные молодые женщины. Они находят свою жертву, разглядывая ее в бинокль, а потом хладнокровно уничтожают ее. Одна, забирая нательный крест, другая жизнь. Падающая сабля поручика и падающее оружие пленных солдат - одна из многих параллель фильма.

Когда все это началось? - главный вопрос картины. Ответ на него проходит через весь фильм. Это началось тогда, когда мы стали не в состоянии сделать выбор между предательством и подвигом, когда покорно сдавали оружие малочисленному врагу, а потом спокойно наблюдали, как худшие из нас предавали тех, кто звал нас на подвиг. Это началось тогда, когда мы стали изменять своим принципам, когда в отеле под названием "Европа" мы рушили собственные русские честь и верность.

Нечто подобное с нами происходит и сейчас...

Фильм очень стоит посмотреть.


Tags: Никита Михалков, Россия, революция, фильм "Солнечный удар"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments